г. Минск ул. Селицкого, 13
+375 17 344 91 21
+375 29 331 55 35
+ 375 29 6 505 707
Наши мессенджеры
Мы в социальных сетях:
Икона Купятицкая дарует свой душевный свет, а с ними придает духовные и телесные силы на деяния, свершаемые во имя Господа. Молитва этой иконе укрепляет людей в своей Вере, дарует защиту от возможных врагов, помогает быстрее исцелится от хворей, вразумляет тех, кто слишком горд или дерзок.
Купятицкая икона является самым древним образом Божией Матери в Беларуси. Праздник Купятицкой иконы почти всегда проводится параллельно с первым из 40 дней поста на Рождество, во время которого нельзя вкушать вина, мясо, яйца и даже молоко. Поэтому и праздничный стол по время праздника почти всегда скромен. Днем празднования считается 28 ноября по новому стилю.
Сколько же всего известных православных богородичных образов существует в мире? По разным источникам их насчитывают около 400, что является уже впечатляющим числом. Но если добавить в этот список изводы Богоматери почитаемыми местными епархиями или просто не очень известные, то со слов священнослужителей, их будет гораздо больше.
Попытка охватить весь полный список чудотворных образов Божьей Матери и уж тем более рассказать историю обретения каждой из них стало нетривиальной задачей, которую решил на себя взвалить Евгений Поселянин и постарался систематизировать имеющиеся у людей знания. Евгений, реальная фамилия которого Погожев, был известен своими дореволюционными трудами, после революции был сослан и казнен в 1930 за то, что решил не отрекаться от христианской веры, из-за чего был причислен к лику святых как новомученик.
В нашем же случае наиболее примечателен его монументальный труд «Богоматерь», написанный в 1914 году. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и чудотворных икон». Именно в нем автор описывает историю того, как люди нашли икону Купятицкой Богоматери, при этом Погожев использует, как сказания местного населения, так и хорошо задокументированные источники.
Название иконы пошло от деревни Купятичи, находящейся недалеко от Пинска. В XII веке там образовалась Пинское Княжество, отделившееся от княжества Туровского в этом же столетии. Икона была найдена 1182 году, обычной девушкой Анной, пасшей овец недалеко от местного леса. В какой-то момент девочку отвлек яркий свет между деревьями. Подойдя ближе, она увидела крест, лежащий на земле. Анна пришла в восторг от подобной находки и позабыв про скот, побежала домой, чтобы спрятать драгоценную находку в сундук.
Опомнившись, девочка побежала обратно к стаду и к своему немалому удивлению, обнаружила свет между деревьями и крест, лежащий на прежнем месте. Разумно посчитав, что это другой крест, Анна спрятала крест за пазуху и продолжила выполнять полученная ей дело. Уже вечером, желая показать находки своему отцу Василию. К немалому удивлению девушка не нашла их там, где оставляла. Ее отец не стал злится или упрекать в неосмотрительности и оставленных без присмотра овцах. Он со всей серьезностью решил отнестись к этому случаю со странным исчезновением крестов и таинственным светом между деревьями. Василий решил во всем убедится и вместе с Анной отправился к месту выпаса скота. Еще на подступах они увидели яркий свет между деревьями и крест, лежащий на прежнем месте. Немного обдумав увиденное, они пришли к выводу, что девушка приносила домой один и тот же крест, который из раз в раз возвращался на прежнее место. Отец и дочь рассказали об увиденном остальным жителям деревни Купятич. На месте чудесного обретения креста была построена церковь «Введения во Храм Пресвятой Богородицы», а саму икону назвали как «Икона, дарующая свет и добродетельную силу», которую позже назовут «Купятицкая Божья Матерь».
Изначальное название, данное добрыми людьми иконе примечательно само по себе, так как оно дано не служителями церкви или богословами, а простыми людьми. Что касается служителей церкви, то они сходятся во мнении с теологами (богословами) жившими тогда и многим позже, что крестообразная икона была послана полещукам в утешение, ибо как раз в 1182 году на 52-м году жизни скончался великий православный богослов, церковный деятель и писатель Кирилл Туровский, благодаря деяниям которого множество людей были поставлены на пусть истинный. Более того, многие из династии Рюриковичей, бывших на тот момент князьями в Пинске, вели свой род от туровской княжеской ветви в то время как сам Туров, располагался недалеко от Пинска.
В роли отдельной государственная единицы, Пинское княжество образовалось буквально за десятилетие до обретения иконы. В одном из исторических источников есть упоминание, что в 1174 году существовали некие «князья туровские и пинские», принимавших участие в очередном походе на Киев, который был организован Андреем Юрьевичем Боголюбским. Последний, в результате заговора бояр, после поражения при попытке взять Киев и Вышгород был убит, а после Андрей Юрьевич канонизирован.
Ярополк и Ярослав - единокровные братья, а также первые Пинские князья, которые проводили достаточно мирную политику и старались не вступать в какие-либо конфликты, как можно меньше привлекать внимание более сильных соседей. Разумеется, в период феодальной раздробленности любому мирному существованию быстро приходил конец. Военные противостояния для Пинского княжества заканчивались не всегда удачно. Во время татаро-монгольского нашествия было сожжено село Купятичи, а вместе с ним и Купятицкая церковь в которой находилась реликвия. Выжившие крестьяне долго горевали, но все что им оставалось это похоронить погибших и начать отстраивать село и церковь, оплакивая потерю святыни.
Много времени минуло с тех пор, татаро-монголы давно покинули Полесье. В XV веке один старец-богомолец по имени Иоаким проходил мимо Купятич, идя домой после долгого и утомительного паломничества в Иерусалим. Так получилось, что его путь пролегал мимо сгоревшей церкви, где он увидел таинственный свет, исходящий из руин, успевших зарасти мхом и зеленью. Подойдя ближе, он обнаружил в пепелище странный медный крест с ростовым изображением Богородицы. Немного подумав, пилигрим пришел к выводу, что это скорее всего та сама старинная Купятицкая икона Божией Матери, утерянная века назад. Решив не забирать икону, старец вернулся в село и рассказал о чудесной находке.
Не смотря на прошедшие столетия, у местных жителей все еще была жива память об их иконе, которую они обрели когда-то и повторное обретение было великим праздником для Купятич. Люди побежали за священником, чтобы вместе с ним, всем селом перенести новообретенную святыню в церковь. Что касается Иерусалимского паломника Иоакима, то он стал очень уважаемым и известным человеком в округе. Ему предлагали остаться пономарем в селе, ибо был он обучен грамоте.
В XVIII столетии Купятицкий монастырь не без активного содействия войск Польши, был оккупирован католиками, а потом и униатами. В 1655 году, архимандрит Лазарь Баранович вместе с остальными православными монахами, снялись с места и вместе с Купятицкой святыней отправились в Киев, где установили икону в Киевском Софийском соборе. К иконе стало приезжать множество паломников. В XIX столетии, когда поляки были изгнаны из Купятич, а церковь снова была передана православным верующим униатами, жители Купятич обратились в Святейший Правительствующий Синод с просьбой вернуть их святыню на родину. На эту просьбу был получен туманный отказ, из-за чего древнейший образ Богородицы был утерян для Беларуси.
Согласно последним записям, в Киевском соборе икона пребывала до 1920 годов, но что стало с ней после до сих пор покрыто тайной. Более вероятно образ до сих пор цел, но был либо украден, либо он оказался в руках коллекционеров, для которых подобный артефакт древности представляет немалую ценность. Точный список иконы находится в Свято-Никольской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области
Если сравнивать икону из Купятич с остальными образами Богородицы, то можно обнаружить, что икон, подобных ей, не существует в христианском мире. Древний образ, который нашла простая девушка из Полесья, имел форму креста, примерно 12 на 12 см был изготовлен из сплава меди. Этот извод, выполненный искусным иконописцем древности, явно предназначался для открытого поклонения, а не для ношения на теле, так как крест имеет большой вес и на нем не было предусмотрено места для крепления веревки. С лицевой стороны креста изображен объёмный образ Пречистой в полный рост, тогда как с противоположной – распятие.
В иконописной мастерской «Раритетный камень Гливи» Вы можете купить или заказать изготовление иконы Божией Матери Купятицкой. Мы работаем с натуральным камнем, природная фактура которого позволяет раскрыть всю глубину божественных образов Богородицы, Иисуса Христа и Святых. Следуя канонам, мы стремимся показать, как могут выглядеть изображения Богоматери в природном мраморе, давая возможность верующим увидеть мастерство иконописи в новой перспективе.
Наши иконописцы могут изготовить любой образ Божьей Матери, подобрав нужный Вам сюжет, композицию и камень для иконы. Ассортимент икон можно увидеть в нашем cалоне-музее в Минске.
© 1990 - 2024 Фабрика интерьерных изделий из мрамора "ГЛИВИ". Все права защищены.
Собственное производство икон из камня, именных икон, икон на заказ, икон венчальных, икон под старину, канонические иконы и прочих изделий из мрамора, гранита, оникса, искусственного камня.
Доставка по Беларуси в подарок! (зависит от цены иконы)