г. Минск ул. Селицкого, 13
+375 17 344 91 21
+375 29 331 55 35
+ 375 29 6 505 707
Наши мессенджеры
Мы в социальных сетях:
Не смотря на существенную разницу православных и католических икон, научиться различать их сможет каждый, ввиду того, что различия между ними столь же значительны, сколько значительна разница между классической живописью и абстракционизмом. Подобная разница возникла ввиду того, что традиции и подходы в двух иконописных школах шли различными путями и формировались на протяжении многих веков. Возникает вопрос, как и куда должен смотреть человек, чтобы понять эту разницу?
Ответ на это будет чуть позже, так как рассматривать различие между этими типами иконографии необходимо на нескольких уровнях. Более того, существуют иконы, почитаемые как католиками, так и православными. При этом часто нет разницы, к какой иконописной школе изначально относился образ, а важной становится история, стоящая за иконой Святого. В качестве примера приведем икону Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевскую. Это икона написана в католическом стиле, а значит не должна иметь отношения к православию. И в такой момент становится важна история.
В 1833 году иеромонах Серафим Саровский был найден скончавшимся в коленнопреклонной позе в своей келье в Саровском монастыре, стоя прямо перед иконой Богородицы «Умиление», которую он, перед своей кончиной, поручил старицам Дивеевской обители на сохранение. После этого события икона стала почитаться всеми как в католицизме, так и православии.
На православных иконописцев сильно повлияла византийская иконографическая школа, взявшая многое из эллинской и персидской школ искусств. Православная иконопись строгая, монументальная, скупая на линии, аскетичная и насыщенная большим количеством плавных движений. Все объекты максимально стилизуются, упрощаются до уровня символов. Православные образа Святых торжественны и наполнены светом небес. Православная икона создана лишь для одной цели – молитвы. Православная икона сподвигает человека на молитву Господу, заставляет его отрешиться от мирской суеты.
Первое время святыни в католицизме практически не выделялись на фоне других святынь в православии. Но со временем они стали более насыщенными, живыми и обросли деталями. Они стали скорее творческим переосмыслением истории из Библии, чем предметами поклонения или культа. У католиков икона — это не образ Святого, несущий сакральный смысл и вызывающий трепет, а скорее объект изобразительно искусства демонстрирующий конкретный эпизод из Святого Письма или церковных преданий. Основа католического образа — это история, повествование направление на то, чтобы передать что-то смотрящему, передать какую-то идею, изображенную на картине.
В противовес этому православная икона ничему не учит и не рассказывает историю. Из-за сложности и многогранной структуры, каждый молящийся будет находить лично для себя в ней собственный смысл. Эти иконы требуют дополнительных знаний от смотрящего для правильной интерпретации и даже при этом изображение может быть интерпретировано на нескольких уровнях, от эпизода, изображаемой ею, до сакрального смысла, открывшегося во время молитвы. Главным становится процесс молитвы и побуждающие к этому действия.
Что отличает православную икону от католической, так канон.
Канон в православии не допускает отклонений. Допустимый максимум - это изменения в цветовом спектре, зависящее от школы иконописи, от конкретного Святого, и от идеи, закладываемой в икону. Например, Дева Мария всегда изображается в алом либо пурпурном платке-мафории, с нанесенными на него тремя звёздами и в синем одеянии. Это правило верно и для Николая Угодника, и для Луки Крымского, и для Пантелеймона Целителя, имеющих свои собственные каноны.
Православный иконописец не может позволить себе быть субъективным, слишком много фантазировать при написании святыни, в отличии от католических иконописцев, в случае которых проявление художественных талантов не только не запрещено, но и поощряется.
Иконы в католицизме прямо противоположны православным. Католическая святыня, является в первую очередь предметом искусства, конечное воплощение которого полностью зависит от таланта и полета мысли художника. При этом практически всегда есть возможность узнать точное имя автора, тогда как создатели православных икон чаще всего анонимны и на разных этапах создания икон работают разные люди.
В случае иконописцев древности, самые важные части, такие как лик и глаза (личное письмо), выписывал один иконописец, тогда как до прописи “личной” работой занимался ученик или подмастерье. В нашей иконописной мастерской над образом работают одни люди, обработкой камня занимаются другие, а росписью – третьи. Если говорить об объёмных работах, то количество вовлечённых людей возрастает пропорционально объёму работы.
В православной иконописи возможно узнать школу или традицию, например, иконы Дионисия или Симона Ушакова, но это по смыслу ближе к своеобразному обороту речи. Более правильным было бы говорить о конкретных школах иконописцев, например, школе Феофана Грека или школе Дионисия, а не утверждать, что автором является конкретный родоначальник школы.
В работах католических иконописцев всегда можно увидеть игру светотени. Разного рода мелкие детали, движения и позировки выглядят обыденно, не смотря на их эстетическую привлекательность. Они выглядят как зарисовки из повседневной жизни людей древности, как сюжет, который можно увидеть в земном мире, но никак не в духовном. Это стало одной из причин того, почему в протестантизме иконопочитание в том виде, в каком свойственно остальному христианскому миру, отсутствует.
В истории христианской иконописи известны случаи, когда православные и католические иконы становились почитаемыми обеими сторонами. Бывало так, что икона написанная православными иконописцем обогащалась католическими элементами, а католическая икона становилась похожа на работы иконописцев восточной школы.
В качестве наиболее заметного примера подобного преображения можно привести икону Остробрамской Богородицы (Островоротная), оригинал которой располагается в католическом храме в Вильнюсе. Основная идея иконы это принятие Пресвятой Девой Благой вести о зачатии Спасителя от Святого Духа. Рассмотрим два списка этой иконы: католический и православный.
Православная икона Божией Матери «Умиление Серафимо-Дивеевская» глубоко почитается православным и ее связь с Серафимом Саровским мы упоминали ранее. Эта икона изначально являлась списком с иконы Остробрамской Богородицы и множество раз реставрировалась, из-за чего и приобрела множество католических элементов. Так на ней появились тени, а земные черты лика и одеяния Богородицы стали более отчетливыми.
Но несмотря на это, видно, что в основе обеих икон лежит православный образ. Это заметно по схематичной основе образа, также отсутствует окружения и четко виден православный нимб. Но столь же разительны и отличия икон Богородицы. В католической иконе Божией Матери бросается в глаза жест скрещенных рук, левая рука возлагается поверх правой, в то время как в православии руки скрещиваются с точностью да наоборот.
Существенно отличаются также лики и одеяния. В католической иконе Богородицы глаза приоткрыты, а брови приподняты вверх, тем самым выражая удивление произошедшему. В тоже время в «Умилении» глаза закрыты и на лице Богородицы застыло выражение смиренного вдохновения. В Остроградской иконке одеяния соответствуют традициям, принятым в монашестве, когда поверх белого плата накидывается черная мантия. В противовес этому в православном варианте одеяния Девы Марии имеют красный и синий цвет, являющиеся традиционными для православной иконописи.
Нимбы фактически не отличаются, разве что в православном списке он более ярко выражен, а в католическом имеет острые лучи, что делает его похожим на терновый венец Иисуса. Из других деталей, можно привести корону в Остробрамской иконе, являющейся элементом, пришедшим из католицизма.
Можно привести в пример другие иконы, почитаемые обеими конфессиями, но сейчас приемы письма среди католических и православных иконописцев настолько различны, что для Вас будет сложно спутать их работы, если Вы уже знаете их отличительные черты.
© 1990 - 2024 Фабрика интерьерных изделий из мрамора "ГЛИВИ". Все права защищены.
Собственное производство икон из камня, именных икон, икон на заказ, икон венчальных, икон под старину, канонические иконы и прочих изделий из мрамора, гранита, оникса, искусственного камня.
Доставка по Беларуси в подарок! (зависит от цены иконы)