Иконы

Навигация

Полезные материалы

Контакты

Салон Glivi

г. Минск, ул. П.Бровки, 3/2.

+375 29 331 55 35

+375 29 6 505 707

8 017 271 05 61

 

Фабрика каминов Glivi

г. Минск ул. Селицкого, 13

+375 17 344 91 21

+375 29 331 55 35

+ 375 29 6 505 707

 

Наши мессенджеры

glivi.ru

glivi2016@mail.ru

ija@glivi.by

 

Мы в социальных сетях:

Instagram

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Pinterest

YaDzen

фабрика каминов glivi

Когда икона НЕ является иконой ? Что такое парсуна?

 

Что такое парсуна и как отличить ее от иконы?, фото, изображение 1

Два иконографических портрета XVI и XVII веков (Россия)

 

Выше представлены два портрета за авторством русских художников, один написан в XVI веке, второй в XVII. Обе работы написаны на деревянных панелях, имеют характерное углубление, благодаря которому граница икон приподнимается над портретом, что характерно для многих икон. Оба содержат похожие стилизованные изображения черт лица, волос и лба, а также оба имеют надписи, написанные на кириллице. Теоретически, эти работы должны считаться иконами, верно?

 

Однако только одна из них является иконой. Предназначение второй никогда не было связано с Церковью и тем более никогда не предполагалось использовать ее как религиозный объект. 

 

Значение слова Парсуна

 

На картине слева изображена икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Картина справа представляет собой портрет царя Ивана Грозного, сложного человека, прославившегося своим кровавым правлением. Т.е. этого человека определенно нельзя называть Святым, но почему тогда его портрет выполнен именно в таком стиле? Жанр, в котором нарисована эта картина называется «Парсуна» - жанр портрета, находящийся в прямой зависимости от техник иконописи. 

 

Что такое парсуна и как отличить ее от иконы?, фото, изображение 2

Парсуна 17 века князя Михаила Скопина-Шуйского

 

Этим словом изначально обозначался вообще любой портрет известного человека, а само слово «парсуна» является искажением слово «персона», означающим портрет известного человека. Чаще всего одной надписи на церковнославянском или древнегреческом было достаточно, чтобы отличить парсуну знатных людей от святых образов. 

 

Парсуна появилась в России в XVII веке как раз в тот период, когда мировоззрение людей относительно искусства начинало меняться, преобразовываясь под влиянием художественных решений в Европе. Историки предполагают, что первые парсуны изготавливались мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Аналогичные работы в похожем стиле - польские и литовские портреты в XIV—XVII веках. Разительное сходство парсун с иконами объясняется тем, что по факту кроме школ иконописи, других известных художественных школ на территории России либо не было, либо не были столь влиятельны, чтобы действительно изменить взгляд художника на идею портрета. 

 

Но по мере того, как художникам становились известны новые техники, эволюционировала и парсуна. Если в начале XVII века парсуна рисовалась на деревянных досках, то в конце того же века художники все чаще стали переходить на холст. Тем не менее, они по-прежнему сохранили тот же основной иконографический стиль, что и более ранняя парсуна (как и портрет Ивана Грозного выше).

 

Что такое парсуна и как отличить ее от иконы?, фото, изображение 3

Царь Михаил I (XVII век)

 

К концу правления императора Петра I (1725 г.) множество западноевропейских стилей живописи стали широко распространяется в России, и портреты, выполненные в этом стиле, стали называть портретами, чтобы отличать их от более «примитивных» выполненных в стиле парсуны. 

 

Что такое парсуна и как отличить ее от иконы?, фото, изображение 5

 

Нет никаких свидетельств того, что парсуна писалась для того, чтобы только «канонизировать» изображенную на ней персону или что эти портреты почитались как иконы людьми, которым они принадлежали. И все же существование этих «светских икон» действительно служит окном в прошлое России, что дает исследователям возможность понять образ мышления жившего тогда человека. 

 

Стилизованные формы, используемые в парсуне, не демонстрируют отсутствие стремления сохранить реальные черты человека, а скорее направлены на желание художника передать основные черты, изобразить суть персоны, будь то царь, военачальник или влиятельный боярин. Время от времени присутствие Христа или других Святых в границах этих парсун должно было показать надежду на то, что эти дорогие для кого-то умершие находятся на Небесах и, что запечатленный в парсуне образ, является вечным отображением того, как люди видели человека при жизни, что было гораздо важнее, чем воспоминание об их земной жизни и реальный внешний вид.

 

Что такое парсуна и как отличить ее от иконы?, фото, изображение 4

 

Художники этих портретов, как правило, были анонимными, как и иконописцы, демонстрируя смирение художника, немыслимое среди более поздних придворных художников Европы. Парсуна России XVII века раскрывает мир, в котором духовный, религиозный и светский миры были единым целым. Глубокое наследие русской духовности, существовавшей в эпоху средневековья, раскрывается в этих светских иконах XVII века не вопреки их «примитивности», а благодаря ей.

 

Это важно помнить в наши светские времена, чтобы мы не запутались или даже не были возмущены этими иконами (изображениями) обычных людей, которые выглядит как Святые, но на самом деле никогда не являлись таковыми.

© 1990 - 2021 Фабрика интерьерных изделий из мрамора "ГЛИВИ". Все права защищены.

Собственное производство икон из камня, именных икон, икон на заказ, икон венчальных, икон под старину, канонические иконы и прочих изделий из мрамора, гранита, оникса, искусственного камня.
Доставка по Беларуси в подарок! (зависит от цены иконы)