г. Минск ул. Селицкого, 13
+375 17 344 91 21
+375 29 331 55 35
+ 375 29 6 505 707
Наши мессенджеры
Мы в социальных сетях:
Слово «радость» упоминается в Библии более 400 раз для тех, кто станет ближе к Богу. Так почему же на иконах, портретах живших некогда людей, принятых Христом на Небеса, Святые выглядят настолько мрачно?
В православии существует традиция постоянного оплакивания совершенных грехов, ведущее к духовному очищению. Святой Иаков довольно ясно заявляет об этом в своем послании:
7 Поэтому покоритесь Богу, противостаньте дьяволу, и он убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Грешники, омойте ваши руки, и вы, двоедушные, очистите ваши сердца.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте. Пусть в плач обратится ваш смех, а радость – в печаль.
10 Смиритесь перед Господом, и Он возвысит вас.
(Иакова 4: 7-10)
Есть множество примеров, когда Святые, которые шли по пути скорби и страдали, как за свои грехи, так и за грехи других, получали дар слез (оплакивали греховную человеческую суть). Святой Лазарь из Вифании, воскрешенный из мертвых Христом, прославился тем, что не улыбался все тридцать лет своей жизни, прожитые после радостного Воскресения Христова. Святой двадцатого века Силуан Афонский писал: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, дарует иноку любовь Святого Духа и из-за этой любви его сердце постоянно печалится о людях, потому что не все могут быть спасены».
Тем не менее, святые отцы никогда не говорили о том, что улыбка или смех являются чем-то греховным, или что сами Святые никогда не улыбались. История об основателе отшельнического монашества - преподобном Антонии Великом повествует о том, как один охотник обнаружил, что святой отец смеется вместе с другими монахами. Охотник был шокирован таким поведением великого подвижника, но преподобный Антоний на примере охотничьего лука показал, что монахам иногда тоже необходимо отдыхать от своих дел, чтобы они не «ломались» от напряжения, подобно слишком сильно натянутой тетиве лука. Верно также и то, что, несмотря на наставления Святого Иакова, который говорил о необходимости оплакивать наши грехи, конечная цель для Господа - «вознести нас» к Небесам. А с этим, несомненно, приходит «радость».
Тогда возникает вопрос: что это за радость, которую обещают нам- христианам? Преподобный Моисей Афонский пишет о том, чем НЕ является истинная радость:
“Некоторые думают, что радость можно найти в безудержном веселье, бесстыдных пирушках, ночной охоте за удовольствиями, роскоши, расточительности и снисходительности. Если бы можно было сфотографировать глубины сердец этих покровителей так называемых развлекательных центров, мы бы увидели бездну боли, запустения, холода и тяжелого одиночества. Радость не продается ни в одном магазине и не покупается ни за какие деньги ... Они возвращаются после своих светских развлечений измученными, подавленными, грустными, еще более одинокими. Некоторые думают, что все богатые люди вполне счастливы. Это большая ложь, которая часто подтверждается самими богачами”.
Истинная радость исходит от Бога и поэтому вечна. Мимолетные удовольствия по определению временны и не приносят настоящего счастья. Улыбка - это отражение мимолетного счастья. Есть много примеров «хороших» улыбок - чистая улыбка ребенка, любящая улыбка матери, искренняя улыбка друга - но, тем не менее, улыбка - это что-то принадлежащее к мирской жизни. Улыбка не является чем-то плохим, и она столь же естественна, как потребность есть или спать. Но это то, что мы делаем пока мы во плоти и это нам не потребуется, когда мы будет очищены и отправимся на Небеса.
Максим Исповедник резюмирует состояние тех, кто завершает это очищение:
“Наградой за добродетельный труд являются бесстрастие и духовное знание. Ибо они - посредники Царства Небесного, так же, как страсти и невежество - посредники вечного наказания”.
И по словам того же святого: «Бесстрастие есть умиротворенное состояние души».
Именно это «умиротворенное состояние» передается в лицах Святых на иконах. Это счастье является чем-то большим, чем мимолетное счастье, скорбь и печаль из бренного мира. Это преображенное, радостное состояния Небес. Это отражение мира, обещанного Христом Своим ученикам; мир, который принадлежит Самому Христу (Иоанна 14:27).
Выражение этого небесного бесстрастия присутствует практически на всех иконах. Эмоции в православных иконах могут выражаться лишь посредством телесных жестов, выбором цвета или выражением глаз.
Тем не менее, несмотря на все это, лицо Христа, Святых или Богородицы остается спокойным, ясным, мирным и бесстрастным.
Несмотря на все выше написанное, некоторые могут быть не убеждены в том, что Святые, изображаемые на иконах, счастливы. Что ж, есть еще один момент, который следует учитывать. Иконы изображают небесную реальность Бога, Богородицы и Святых и наглядно представляют их нам. Когда мы стоим перед иконой Христа и Он «смотрит на нас», нужно помнить, что Христос всегда присутствует в нас. Более того, как и Иисус, все остальные Святые знают наши грехи, печали и немощи, почему мы должны ожидать, что они будут выглядеть счастливыми? Ведь любая печаль в их взгляде - это напоминание об их любви к нам, которая должна послужить стимулом к нашему покаянию и печали из-за греха.
© 1990 - 2024 Фабрика интерьерных изделий из мрамора "ГЛИВИ". Все права защищены.
Собственное производство икон из камня, именных икон, икон на заказ, икон венчальных, икон под старину, канонические иконы и прочих изделий из мрамора, гранита, оникса, искусственного камня.
Доставка по Беларуси в подарок! (зависит от цены иконы)