г. Минск ул. Селицкого, 13
+375 17 344 91 21
+375 29 331 55 35
+ 375 29 6 505 707
Наши мессенджеры
Мы в социальных сетях:
Родился 27 апреля 1877 года в Керчи (Восточный Крым), члены его семьи служили литовскому и польскому королям. Семья со временем обеднела, но святой Лука помнит, что религиозное наследство он получил от своего благочестивого отца. Его первое истинное понимание христианской веры пришло из Нового Завета , данного ему на выпускном в средней школе его директором.
Образование
Он имел выдающееся светское образование. Обладая незаурядными способностями к рисованию, он окончил Киевскую Академию Художеств. Однако он решил не заниматься искусством в пользу карьеры, в которой он мог бы помогать страдающим людям, и решил стать врачом.
В 1903 году в возрасте 26 лет он окончил Великокняжеское Владимирское медицинское училище при Киевском университете и долгое время работал участковым врачом. Выдающийся студент-медик, он преуспел в анатомии. Его превосходное знание анатомии служило ему на протяжении всей его хирургической карьеры.
Из сострадания к слепоте, которую испытывали нищие из-за трахомы, святитель Лука изучал офтальмологию в Киевской офтальмологической клинике. За очень короткое время он приобрел значительный объем офтальмологической подготовки. Его знание этой узкой специальности помогло ему лечить не только пациентов с трахомой, но и многие другие серьезные заболевания глаз.
Свадьба
Еще одним важным событием в жизни Валентина стала женитьба на его жене Анне, медсестре. У них было четверо детей. Семью часто переводили в различные областные лечебные учреждения, и с самого начала Валентин никогда не просил денег у своих пациентов и никому не отказывал из-за своей национальности или личных убеждений. Когда его жена умерла, Бог, указав путь к святости Валентина, дал семье Софью Сергеевну, которая станет второй матерью его детей в предстоящие суровые времена. Валентин больше не женился.
Карьера
В начале своей карьеры он опубликовал множество научных трактатов и в конце концов стал главным хирургом и профессором хирургии в больнице в Ташкенте в марте 1917 года. В октябре Ленин принял правительство, и в январе 1919 года в Ташкенте разразилась гражданская война. Валентин находился под постоянной угрозой, особенно при лечении членов партии, но без иконы Божией Матери он ни при каких обстоятельствах не хотел оперировать. Его результаты были выдающимися.
«Я должен сказать вам, что то, что Бог сделал со мной, как удивительное и непостижимое ... Моя хирургия полностью удовлетворила цель, которую я всегда преследовал, служить бедным и страждущим, тратить все свои силы на утешение их болей, и помогать им в их нуждах».
Вот некоторые из вступительных замечаний из воспоминаний святителя Луки, хранившихся у его секретаря Е. П. Лейкфельда. Его слова — не тщеславие, а комментарий к тому, как через жизнь и пример святителя Луки исполнился замысел Божий. Живя на Украине в годы коммунизма, святитель Лука выделялся среди своих собратьев-врачей и как хирург, и как христианин.
Рукоположение и преследование
Епископ Лука, 1923 год.
Несмотря на опасности ленинского режима, он бесстрашно посещал богословские дискуссии, устроенные протоиереем Михаилом Андеевым. В этот период, когда священнослужители и благочестивые люди доказывали свою веру кровью, провидение побудило протоиерея пригласить Валентина в сан священника. Так, в 1921 году в возрасте 44 лет Валентин был рукоположен в священники. В течение двух лет этот незаурядный человек вел не только пастырскую, но и общественную и научную деятельность.
В конце концов Валентин был арестован и предан суду по ложному обвинению в оказании ненадлежащей хирургической помощи раненым красноармейцам. На суде в характерной для него бесстрашной манере он опроверг обвинения прокуратуры, объяснив:
«Я режу людей, чтобы спасти их. Вы, господин прокурор, зачем рубите им головы?
Конечно, обвинения так и не были доказаны, но поскольку партия должна была быть непогрешимой, Валентина приговорили к шестнадцати годам лишения свободы.
Доктор, Ученый, Епископ, Тюрьмы
Перед отъездом Валентина из Ташкента (арестом и ссылкой в Сибирь), в 1923 году епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) принял монашеский постриг и содействовал его хиротонии во епископа. Почти сразу же святой Лука был отправлен в первое из трех заточений.
Из-за таланта хирурга его всегда помещали в отдаленное медицинское учреждение, где лечащие его коллеги были бы поражены тем, что профессор с такими безупречными академическими данными подчиняется прихотям местных гражданских властей. Несмотря на критику младших хирургов, святой Лука практиковал свои медицинские навыки. Милостью Божией он поразил своих коллег отличными медицинскими результатами в офтальмологических и хирургических случаях, которые другие считали неизлечимыми.
В 1926 г. епископ Лука вернулся в Ташкент, но в 1930 г. вновь был арестован и приговорен к трем годам ссылки.
После освобождения он снова вернулся в Ташкент и занимался врачебной практикой. Как врач и профессор он обучил многих студентов и коллег хирургическому искусству, а как ученый находил время для публикации многих статей. Плодом этой работы стало появление в 1934 г. его книги «Заметки о гнойной хирургии», положившей начало целой медицинской специальности. За эту работу епископу Луке в 1936 году была присуждена степень доктора медицинских наук, и его труды продолжают использоваться в медицине и по сей день. Эта монография и последующие редакции были «золотым стандартом» для его коллег в то время.
По мере того, как хирургическая и пастырская популярность святого Луки росла, коммунистические власти переводили его. Когда в отношении христиан и других политических заключенных совершались вопиющие несправедливости, он объявлял голодовку.
В 1937 году владыка был арестован и более двух тяжелых лет провел в мучительных допросах и унижениях. Тем не менее, уповая на Господа, он мужественно переносил эти испытания, не только отказываясь соглашаться с ложными обвинениями против него, но и активно протестуя – отказываясь от еды, и направляя жалобы в высшие инстанции на прокуроров, на их «незаконные действия. Он говорил своим сокамерникам:
«Они требуют, чтобы я снял свою рясу. Я никогда этого не сделаю. Она, моя ряса, будет со мной до самой смерти моей... Я помогаю людям как врач, и я помогаю им как служитель Церкви...».
Люди, которые встречались с ним во время его испытаний, свидетельствовали о его истинном характере. Как врач он был бескорыстным и никогда не просил денег, леча всех своих пациентов с огромной любовью. Он разделял боль и мучения своих пациентов, ибо видел в каждом человеке образ Божий, уникальный и неповторимый.
В 1940 году епископ Лука был приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край. В начале Великой Отечественной войны епископ Лука предложил властям свои услуги врача, а в 1941 году был назначен консультантом больниц Красноярска.
В 1942 году владыка был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру, не имевшую в то время ни одного храма. Усилиями архиепископа Луки в 1943 году в пригороде Красноярска был открыт храм. Он писал патриарху Сергию :
«Вся Восточная Сибирь, от Красноярска до Тихого океана, не подавала признаков церковной жизни... Если в ближайшее время храмы в разных частях Красноярского края не будут открыты, есть опасность, что народ впадет в религиозную дикость. ...”
Святитель Лука архиепископ Симферопольский
В 1944 году архиепископ был назначен на тамбовскую кафедру.
В 1946 году за выдающуюся научную работу в области медицины за все свои научные публикации он был удостоен « Сталинской премии». Почти все деньги он пожертвовал на помощь детям, пострадавшим в результате войны.
В том же 1946 году владыка был назначен на Крымскую кафедру, где сначала совмещал архипастырское служение с врачебной помощью народу, а затем посвятил себя церковному служению, усердно трудясь над наращиванием виноградника Христова, что в условиях жизни при коммунистической власти, требовало тогда большого мужества и веры.
Будучи епископом, он непрестанно проповедовал не только о необходимости жить Православием, но и против опасностей «Живой Церкви». Последняя была оскверненной еретической сектой, распространяемой коммунистическим режимом. Ему приписывают 1250 проповедей за 38 лет священства и епископского служения, из которых 750 сохранились в двенадцати томах. Когда он практиковал хирургию с этого момента, он носил в операционной свою архиерейскую рясу и отказывался проводить операции без иконы.
По мере того, как режимы Ленина, Сталина и Хрущева приходили и уходили, гонения и частые переводы святого Луки только увеличивали его популярность. Несмотря на общественную клевету, он был известен как бескорыстный, любящий врач и духовник. Это представляло большую пропагандистскую угрозу для каждого режима, и к концу своей жизни святой Лука был ограничен в своих путешествиях и своих медицинских обязанностях лечебными услугами. Это тоже было в замысле Божием, так как в конце жизни святой Лука потерял зрение из-за глаукомы. Теперь он мог посвящать свое время исключительно вопросам веры. Он совершил много чудес исцеления и имел много духовных чад.
Смерть и похороны
Реликварий Святого Луки в Симферополе
Ближе к концу жизни он волновался, будет ли разрешено петь «Святой Боже» на его похоронах. В последний раз он совершил Божественную литургию на праздник Рождества Христова в 1960 году, а его последняя проповедь была в Прощеное воскресенье. Его приставили 11 июня 1961 года, в день памяти «Всех святых, в земле Российской просиявших».
Правительство приложило все усилия, чтобы похороны святого Луки прошли как можно незаметнее. Были предоставлены автобусы, чтобы ускорить похоронную процессию по переулкам к могиле, чтобы не было лишнего шума и признания. У Бога были другие планы на святого Луку, и на похоронах произошло народное восстание. Верующие отказались торопиться. Они смело игнорировали, рискуя жизнью и здоровьем, блокпосты, ведущие к центральным коридорам. Мэр был возмущен розами, разбросанными по дорогам, и отшвырнул корзину, заявив, что розы были мусором и мусором на улицах. К ужасу правительства и во избежание восстания, они согласились позволить похоронам продолжаться в течение трех с половиной часов без помех. Дороги были заполнены, везде останавливались машины. Люди забрались на балконы, на крыши домов. Такие похороны были данью чести. Власти хотели тихого мероприятия. Свидетельством Славы Божией было то, что на протяжении всей прогулки постоянно звучало пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
Молитвы святого Луки о том, чтобы на его похоронах пели «Святой Боже» в атеистические времена, были услышаны!
Прославление
17 марта 1996 года останки святого Луки были извлечены из могилы, в которых приняли участие около 40 000 человек. Говорят, что от его мощей исходил неописуемый аромат, а сердце его было обнаружено нетленным, свидетельство великой любви, которую он питал ко Христу и ближним. Через три дня, 20 марта 1996 года, его мощи были перенесены в храм Святой Троицы.
Его мощи продолжают творить бесчисленные чудеса в храме Святой Троицы в Симферополе, в монастыре Сагмата в Греции и по всему миру.
© 1990 - 2024 Фабрика интерьерных изделий из мрамора "ГЛИВИ". Все права защищены.
Собственное производство икон из камня, именных икон, икон на заказ, икон венчальных, икон под старину, канонические иконы и прочих изделий из мрамора, гранита, оникса, искусственного камня.
Доставка по Беларуси в подарок! (зависит от цены иконы)