г. Минск ул. Селицкого, 13
+375 17 344 91 21
+375 29 331 55 35
+ 375 29 6 505 707
Наши мессенджеры
Мы в социальных сетях:
Содержание:
Икона Господь Вседержитель является центральным православным образом, который располагают как с другими православными иконами, так и порознь.Икона Вседержителя есть в любой православной церкви или храме. Если Вы желаете заказать домашний иконостас из камня, то предлагаем, в первую очередь, купить икону Господа Вседержителя.
Слово «Пантократор» в переводе с греческого означает всевластный, всесильный, всемогущий. В греческой версии Ветхого Завета (LXX) παντοκρατωρ переводится как «Правитель мира» или «Властитель Всего». В книге Откровения Пантократор упоминается около девяти раз в образе того, кто воплощает единство и силу Бога.
Икона «Христос Пантократор» подчеркивает всемогущество Иисуса, Его силу создавать что угодно. Иисус является небесным Правителем, поддерживающим все. Символика Христа Пантократора заимствует многое у изображений римских императоров, чтобы дополнительно подчеркнуть его царскую власть. Ранние христиане использовали свои культурные символы, чтобы превознести суверенную силу воскресшего Христа.
Решение располагать образ Христа Пантократора в апсиде в церквях ( не конкретно сам купол, а именно задняя часть церкви или храма) имеет сакральный смысл. Византийские церкви были созданы по образцу римской базилики, которые, в свою очередь, служили и в роли судебных залов при императорском дворе. Апсида же являлась местом, где находились чиновники или другие лица, обладающие властью решать судьбы простых смертных. Позиция Иисуса в апсиде заявляет, что он является законным правителем и суверенным судьей над всеми. Или, если использовать греческое слово, он – Пантократор.
Христиане начали наиболее активно пытаться визуализировать образ Иисуса в конце 300-х годов, когда Великое Гонение, начавшееся при императоре Диоклетиане, поутихло. В этих изображениях Христос предстает как стоическая фигура, восседающая на престоле и держащая в руке свиток, тогда как уже в 600-х годах Господь Вседержитель появился как упрощение этого раннего изображения, которое не будет меняется на протяжении последующих 1500 лет.
Старейшей иконой, изображающей Спас Вседержителя считается расписное деревянное панно, изготовленное примерно в VI м веке для монастыря Святой Екатерины, расположенного на горе Синай, в Египте. Этот образ считается одной из древнейших византийских икон и является самой ранней из известных работ изображающей Христа. Икону изготовили в Константинополе, по заказу императора Юстиниана, врученную в дар Синайскому монастырю, в котором в этот момент возводилась базилика и укреплялись стены. Икона некоторое время спустя была утеряна и уже многим позже ее обнаружили в XIX веке в стенах монастыря, после чего было установлено, что икона примерно в XIII веке обновлялась темперными красками. Черты, обозначенные древним живописцем, впоследствии станут для иконографии Христа каноническими.
Остальные ранние изображения Иисуса Христа были уничтожены во время иконоборческого периода (726–842 гг.). Иконы Христа Пантократора в церквях Каппадокии, датируемые 850–1100 гг. н.э., являются одними из старейших сохранившихся художественных изображений Иисуса, а в Темной церкви (в Гёреме) представлены лучшие из них. Благодаря тому, что на фрески не падал солнечный свет, они сохранились в практически первозданном виде.
В каноническом образе Вседержителя, согласно оригинальному списку, Иисус с мрачным лицом смотрит вперед, а длинные каштановые волосы и борода очерчивают светлый лик.
Образ включает в себя только верхнюю часть тела Иисуса, а в роли одеяний выступает хитон (туника) - род одежды, пошедший от древних греков и представлявший собой кусок ткани, чаще всего хлопок, перекладываемый через правый бок и закрепляемый на левом плече. Поверх хитона изображается гиматий - кусок прямоугольной ткани, также являвшийся частью повседневной древнегреческой одежды.
Иисус держит книгу, изображающую Евангелие, в левой руке, а другая рука согнута в жесте благословения. Над головой Христа изображается крестообразный нимб, а по бокам отображены буквы «IC XC».
На правом плече изображается клав, украшение в виде нашивки, которое могли носить только благородные римские аристократы, что символизирует высшее человеческое достоинство Христа.
Красный цвет на хитоне Вседержителя является символом царской власти, используемую им чтобы править как на небе, так и на земле. В тоже время, красный цвет является цветом крови, которую пролил Спаситель в искупление человеческих грехов.
Синий цвет гиматия является символом небесной природы Иисуса, в то время как сочетание синих и красных цветов говорит о двойственности его природы, когда он одновременно является и Богом, и человеком.
Нимб над головой Спасителя столь же примечателен, как и остальные атрибуты иконографии Спаса Вседержителя. Крест, вписанный в сияющий круг нимба является своеобразным образом крестных мучений, благодаря которым были искуплены все грехи рода людского, как прошлые, так и будущие.
Жест правой руки Иисуса имеет множество значений, происхождение которых диктуется культурным подтекстом. Ораторы древнего греко-римского мира использовали жесты рук для общения со слушателями, каждый их взмах должен быть выверенным, чтобы эффект от их речей был максимальным, что было перенято ораторами современности. В изводе «Христа Пантократора» ораторский жест руки Иисуса говорит, что он хочет сказать что-то важное, донести важную, сакральную мысль, но в византийской художественной традиции и теологии этот жест также указывает на благословение. Христос как бы благословляет смотрящего на него верующего и этим же жестом пользуются православные священники во время литургии. И самое интересное - это точная форма жеста, демонстрируемого Иисусом. Под определенным углом они образуют символы «IC XC». Это аббревиатура имени Иисуса, составленная из первых и последних букв греческого IHCOYC (Иисус) XPICTOC (Христос).
В левой руке Господь Вседержитель держит книгу, а иногда и свиток. Из-за книги в руках Иисуса Христа также называют Христом Учителем. Книга обычно закрыта, но иногда открывается на Иоанна 8:12: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.». Этот стих имеет несколько значений, особенно в сочетании с образом Спаса Вседержителя. Сначала рассмотрим физический контекст. В нем верующий, находясь в темной пещерной церкви, окруженный ореолом от мерцающих, слегка подрагивающих свечей, смотрит на лик Иисуса Христа и видит яркий, освобождающий Истинный Свет, преодолевающий и разгоняющий всю тьму как снаружи, так и внутри него. Теологически слова Иисуса повторяют слова Бога при сотворении: «Да будет свет» (Бытие 1: 3). Иисус предстает как тот самый мощный свет Бога, который прямо на глазах смотрящего в единый момент воссоздает мир. На личном уровне, эти слова дают надежду и утешение. Исторически, пещерные церкви функционировали как места погребения. Уже умершие люди были похоронены очень близко к церкви. Человек, смотрящий на Христа Пантократора и находящийся в подобном месте, хотя и близкий к смерти, мог видеть Свет и Жизнь.
В каппадокийских пещерных церквях сохранились два подвида Христа Пантократора - «Христос во славе» и «Деисус». Они оба такие же, как Христос Пантократор, но имеют большое количество дополнительных деталей и фигур.
«Христос во славе» (Также известный как «Спас в Силах») показывает Иисуса Христа в полный рост, сидящего фронтально на престоле в окружении небесных фигур. Вокруг Иисуса есть множество ангелов: простые ангелы в поклонении, ангелы-серафимы с шестью крыльями или архангелы Михаил и Гавриил. Престол Христа находится внутри мандорлы, особой формы нимба, сияния овальной формы. Это сияние символизирует полную святость Иисуса.
По образу Пантократора, четыре животных также могут окружать Иисуса. Это четыре живых существа символически изображающих ветхозаветных пророков Иезекииля и Даниила. В случае ранних христиан эти существа могли символизировать четырех евангелистов - Матфея (человек), Марка (лев), Иоанна (орел) и Луки (вола). В нескольких картинах четверо зверей объединены в мифическое существо (тетраморф).
Образ Христа во Славе, также называемый Христом в Величии, был первым христианским изображением Иисуса, созданным в конце 300-х годов. В 600-х годах Византийская империя начала ослабевать, а вместе с тем уменьшились размеры новых церквей. Поэтому, чтобы икона Иисуса правильно вписывалась в маленькую округлую апсиду, был разработан образ Христа Пантократора - уполовиненая версия Христа во Славе без окружающих его фигур. Среди каппадокийских пещерных церквей, церковь Креста (в Красной долине) и Панчарлыкская церковь (в Ортахисаре) имеют наиболее продуманные и тщательно сохранившиеся изображения «Христа во славе»
Подобно Христу во Славе, образ Деисуса является более полной версией иконы Господа Вседержителя. Он может быть представлен как единичной иконой, так и их группой, в которых Спаситель снова восседает на престоле во весь рост, держа книгу в одной руке и согнув вторую руку в благословляющем жесте. По бокам от фигуры Христа изображаются Божия Матерь и Иоанн Креститель, стоящими рядом с поднятыми в молитвенном заступничестве руками (т.н. трёх фигурный Деисус). Икона образ может быть дополнен изображениями апостолов, святых отцов и т.д. (многофигурный Деисус). Название иконы Diesis означает молитва или моление по-гречески. Главный смысл всей композиции, это заступничество за людей, пред грозным взором Небесного Царя и Судьи. В период после иконоборчества в Византии, Деисус обычно изображался на архитравах в храмах Византии. По своей сути сцена повторяет «Христа во славе», но окружение Спасителя подчеркивает молитву и ходатайство вместо поклонения и ожидания суда.
Старейшим изображением Деисуса считается чудом уцелевшая фреска в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (XVII век) где Спаситель изображен во весь рост, а Иоанн Креститель складывает руки не в молящем, а указующем жесте. В церковных апсидах образ стал часто появляться в конце первого тысячелетия.
Перед этой иконой Христа обычно молятся практически о всех нуждах, возникающих у людей. Молитву Иисуса Христу возносят:
Вознося молитву Господу Вседержителю, человек обретает мир, покой и душевное равновесие. При этом важно обращаться ко Христу не только в час большой нужды или беды, но также и с благодарностью за помощь. Икона Господа Вседержителя защищает семью. Своим жестом Иисус благословляет молодоженов на счастливую жизнь, а в составе венчальной пары оберегает здоровье детей. Господь поможет всем и каждому, главное, признать свое несовершенство перед Спасителем и искренне попросить Его о помощи.
Специалисты нашей мастерской икон воссоздали образ Христа Пантократора в натуральном мраморе. Этот нерукотворный, благородный материал, созданный силами самой природы, обладает собственным очарованием, воспеваемым человечеством на протяжении веков. Будучи вложенным одухотворенным художником в Образ Святого оживляет икону и наполняет ее новым, возвышенным и загадочным смыслом, вознося человеческое мастерство иконописца на невиданный уровень. Бесконечное сочетание возможных цветов мрамора и оникса, фактурность травертина, скомбинированные камни в Иконе Святого каждый раз открывают новые грани увековеченного образа, несмотря на то, что в каждой из наших икон Господа Вседержителя используется один и тот же иконографический извод.
Каждая изготавливаемая на заказ Икона Пантократора уникальна, неповторима и не поддается доподлинному воспроизводству. Все иконы прописываются нашими иконописцами вручную и к каждой работе используется индивидуальный подход. В нашей обширной коллекции Вы можете выбрать и купить Икону Господа Вседержителя или же мы можем изготовить икону Святого на заказ в соответствии с Вашими пожеланиями. Икона Иисуса Христа статусный подарок для юбиляра или начальника.
Мы работаем в следующих техниках:
© 1990 - 2024 Фабрика интерьерных изделий из мрамора "ГЛИВИ". Все права защищены.
Собственное производство икон из камня, именных икон, икон на заказ, икон венчальных, икон под старину, канонические иконы и прочих изделий из мрамора, гранита, оникса, искусственного камня.
Доставка по Беларуси в подарок! (зависит от цены иконы)